International Historic Association
Articles
Памяти русского писателя...
Исторические фотографии
Kronstadt fire 13/08/1919
Terijoki beach view
Museum
Внучка писателя Леонида Андреева Ирина Рыжкова-Андреева: На родину нам помог вернуться Климент Ворошилов
К 140-летию Леонида Андреева
Критика
О писателе Л.Андрееве и поверхностной критике
Les Cahiers de Répine
LAtube
// Authors
Элегия
Natella Speranskaja
Andreieff Simon
Yuriy Gusev
SinusFinnicus.ru
//  Комментарии
Locations of visitors to this page
Gulf of Finland
LA-Spb.ru Kronstadt fire 13/08/1919 <br>Terijoki beach view
Articles  //  Исторические фотографии
Kronstadt fire 13/08/1919
Terijoki beach view
Yuriy Gusev // 06.04.11

Пожар в Кронштадте - 13 авг. 1919 г. Вид с берега в Териоках


Kronstadtin tulipalo 13.8.1919 Terijoen rannalta katsottuna
Широкорад Александр Борисович

"Северные войны России":

...

К началу июня 1919 года в Финском заливе находились три английских легких крейсера ("Клеопатра", "Дрэгон" и "Галатея"), восемь эсминцев и пять подводных лодок. Все эти суда вступили в строй в 1917-1919 годах. Финское правительство создало английским кораблям передовую базу в Биоркэ (о. Койвисто, у нынешнего Приморска -- SF), т.е. в 90 км от Петрограда и в 60 км от Кронштадта.

4 июня эсминцы "Гавриил" и "Азард" загнали своим артогнем на мины в Копорском заливе английскую подводную лодку L-55. Весь экипаж лодки погиб (в 1928 году L-55 была поднята и под тем же названием вошла в строй Красного флота).

Более удачно применили англичане малые торпедные катера. Действия этих катеров в Финском заливе и даже сама доставка их туда так и просятся в приключенческий фильм. Катера скрытно перевезли на нескольких грузовых пароходах в Швецию, а оттуда переправили в Або и Хельсинки. Часть команды ехала в Финляндии под видом яхтсменов, другая часть как коммерсанты. Первые два катера отбуксировал в Биоркэ английский эсминец 8 июня 1919 года. Через три дня катера перешли в Териоки, что в 40 км от Петрограда. Там на полуразрушенной базе бывшего императорского яхтклуба разместилась секретная стоянка английских торпедных катеров.

В июне 1919 года английские торпедные катера совершили 13 походов в Петроград северным фарватером, мимо северных фортов Кронштадской крепости. Лишь дважды их обнаружили и обстреляли ружейно-пулеметным огнем, но большая скорость (до 37 узлов, т.е. 68,5 км/час) позволила им уйти. На одном из островов Невской дельты катера высаживали либо принимали британских агентов.

13 июня гарнизоны фортов Красная Горка и Серая Лошадь подняли мятеж против большевиков...

В ответ на ультиматум большевиков в 15 часов 13 июня форт Красная Горка открыл огонь из 305-мм орудий по кораблям, стоявшим в Невской гавани. Со стороны большевиков по Красной Горке вели огонь линкоры "Петропавловск" и "Андрей Первозванный", крейсер "Олег", эсминцы и форт Риф. Гидросамолеты красных сбросили на форт почти полтонны бомб, семь тысяч стрел (???!!! SF) и тонны листовок. Пальба велась два дня — к вечеру 15 июня Красная Горка перестала отвечать на обстрел. Ночью в форт вошла разведка красных. Форт был пуст, мятежники разбежались...

Англичане и финны могли помочь мятежникам, но не захотели. Лишь коммодор Эгар, начальник базы торпедных катеров в Териоки, решил атаковать красный флот. Впоследствии (15 февраля 1928 года) он утверждал, что запросил разрешение Лондона для нападения на красные суда и получил ответ, что его дело — только заброска шпионов в Петроград. Тогда Эгар якобы решил действовать на свой собственный страх и риск.

17 июня крейсер "Олег" стоял на якоре возле Толбухина маяка под охраной двух эсминцев и двух сторожевых судов. Один из катеров Эгара подошел к нему почти в упор и выпустил торпеду. Крейсер затонул. Как несли службу красные военморы легко понять по тому факту, что ни на крейсере, ни на охранявших его судах никто при дневном свете и отличной видимости не заметил приближавшийся катер. После взрыва с эсминцев и сторожевиков открыли беспорядочный огонь по "английской подводной лодке", которая привиделась "братишкам".

18 июня над Кронштадтом летали английские или финские аэропланы. Какие именно — в документе не сказано, видимо, не сумели определить национальность. Во всяком случае, они базировались в Финляндии. 20 июня красные самолеты произвели разведывательные полеты над островами Сескар, Биоркэ и над материковой Финляндией. Возле финского берега были обнаружены два судна, на которые с самолетов сбросили две пудовые бомбы. 22 июня неприятельские гидропланы бомбардировали Кронштадт. Потерь и повреждений кораблей не было.

29 июня форт Красная Горка открыл огонь из 305-мм орудий по неприятельскому транспорту. Транспорт был поврежден и стал уходить к финскому берегу, но вскоре взорвался и затонул. Установить причину его гибели (от огня батареи или от взрыва мины) не удалось.

В конце июня — начале июля английский флот был усилен крейсерами "Дели", "Даная", "Дентлесс" и "Каледон", а также базой гидросамолетов "Виндиктив" (12 машин). 30 июня в Биоркэ прибыли еще семь торпедных катеров, а один затонул при буксировке в Балтийском море.

В июле 1919 года почти ежедневно неприятельские самолеты летали над Кронштадтом, но бомбили сравнительно редко. Советские самолеты в свою очередь летали над островами восточной части Финского залива и над финским побережьем, бомбили все встречавшиеся суда, правда, без особого успеха.

С 1 августа начались ежедневные бомбардировки Кронштадта самолетами, базировавшимися на финской территории. В ответ 6 августа четыре советских бомбардировщика в сопровождении двух истребителей отправились бомбить аэродром под Биоркэ. Из-за интенсивного зенитного огня три бомбардировщика вернулись, не выполнив задания, и лишь один сбросил бомбы на ангары.

Во время бомбардировки Кронштадта 13 августа произошел большой пожар складов леса, а также сгорело здание таможни.

В ночь с 17 на 18 августа английские торпедные катера атаковали корабли Балтийского флота в Кронштадской гавани. Пять катеров вышли из Биоркэ и два катера — из Териоки. Они встретились на траверзе форта Ино, а оттуда пошли северным фарватером к Кронштадту. Чтобы отвлечь внимание большевиков, в 3 часа 45 минут утром 18 августа над Кронштадтом появились английские гидросамолеты, сбросившие 100-фунтовые бомбы и открывшие огонь из пулеметов. Тем не менее, в 4.20 стоявший на Малом Кронштадском рейде сторожевой эсминец "Гавриил", отстреливавшийся от атаковавших его гидросамолетов, заметил два катера по направлению к Ораниенбауму около восточного знака Морского Канала и одновременно услышал сильный взрыв у стенки гавани, в месте расположения мастерских Балтийского завода. Как впоследствии выяснилось, взрыв произошел от торпеды, выпущенной одним из катеров в эсминец "Гавриил". Торпеда, пройдя мимо, взорвалась возле стенки.

Открыв по катерам огонь, "Гавриил" первым же выстрелом потопил один из них вблизи восточного знака Морского Канала. Второй катер ушел к Военному углу стенки гавани. Почти одновременно эсминец заметил два или три катера, шедшие с большой скоростью от Военного угла вдоль стенки, по направлению к входу в Среднюю гавань. Кроме того, он обнаружил катера, пытавшиеся прорваться из-за Военного угла гавани. Этих последних огнем своих пушек "Гавриил" отогнал обратно. По катерам, шедшим вдоль стенки, эсминец не стрелял, опасаясь своими снарядами попасть в суда, стоящие за ней в гавани. Два катера, войдя в Среднюю гавань, направились: один — к учебному судну "Память Азова", другой — к Рогатке Усть-Канала (вход к доку Петра I). Выпущенными торпедами первый катер взорвал "Память Азова", второй катер подорвал линкор "Андрей Первозванный". В то же время катера обстреливали из пулеметов суда у стенки гавани. При выходе из гавани оба катера в 4.25 были потоплены огнем эсминца "Гавриил", причем от попавших снарядов они загорелись.

С "Гавриила" спустили шлюпку, которая в два рейса подобрала девятерых англичан, трое из которых оказались офицерами. Остальные катера, не пытаясь больше прорваться из-за Военного угла гавани, ушли северным фарватером.

...

©  www.terijoki.info


http://www.terijoki.info/valokuvia2.htm
 Добавить комментарий:
  Появится после проверки модератором. Не вводить повторно!

   Имя (обязательно)  
   E-mail (не публикуется)

    ©  2009-2011 SinusFinnicus.ru